Тумча-1999г.

25.08.99гЧураева Юлия

1 день 29.07.99г.
      Когда-то в 8-30 истерзанный жизнью Махачев позвонил мне (ну и не только) с предложением прибыть в турклуб и чего-то там убрать с четвёртого этажа. Спросони предложение было принято, но где-то через секунд 20 предложение было отклонено в одностороннем порядке и начались сборы в месячную экспедицию...
      К 10-30 всё было собрано и до 11 часов оставалось время на то, чтобы мучительно вспоминать - всё ли взято. Но вот, сомнения исчерпаны. Вроде всё!
      В 11-20 в лицее, ну там много чего мы делали.
      В 16-10 электричка до Железнодорожного, потом рукой подать до Москвы, Затем электричка Москва - Каланчёвка, и вот встреча с Махачевым, Анной Рогаль, Сергеем Ивановым, встреча удалась. Из провожающих - Pin, Петров, Лошадь, Московских, Торгашин, Темирова, Кравцова. Проводы удались.
      Первые минут 10 - самые сложные, когда спрашиваешь себя - как, кто, почему, зачем и, главное, куда тебя вытащил из дома.

2 день 30.07.99г.
      Целый день поезд Москва - Мурманск. Спать, потом есть, потом снова спать, потом снова есть и так весь день.
      Ужин, гитара, довольно приятное ничегонеделание и покой после сумашедшего дня (и предыдущей недели) сборов, привели к тому, к чему и должны были привести - к продолжительному сну. Продолжительным он оказался лишь для некоторых - в пол-седьмого утра проводник наш решил, что спать много вредно, поэтому он начал всех будить. Народ со скрипом и ворчаньем вылезал из спальников, так как в поезде делать было нечего никакого занятия кроме поедания продуктов и запивания их чаем предложено не было было решено приступить к завтраку. Потом опять спать, лежать, читать книжки, гулять на остановках. Часов в 11 показался Петрозаводск. На нас лежала тяжелейшая обязанность - съесть по одному (а кому и по два) огромному мороженному с клюквой. Все с честью выдержали испытание. Весь день шла борьба "гигантов преферанса", закончилась она только с выходом двух "гигантов" на нужной им станции, около двенадцати часов ночи. При звуках гитары появились петрозаводские толкинисты. Они ехали в Хибины на игру. Говорили, что им очень-бы хотелось сходить в поход, как мы, тоглько мама не пускает. В свою очередь мы с интересом расспрашивали их про игру, их клуб, сравнивали тяжесть нашей снаряги и их вооружения. Часа в два ночи некоторые решили лечь поспать (подъём в 4), толкинисты попрощались, сказав, что утром они будут, наверное, спать. Мы предложили их разбудить, от чего они, почему-то, отказались. Дальше я уснула, что происходило в эти два часа - не помню.

3 день 31.07.99г.
      В пять утра прибыли в Кандалакшу, свалили вещи на платформу и пошли искать море. Море, точнее, залив, представлял из себя печальное зрелище: захламлённый берег и дно, пятна нефти и отвратительный запах. Идя обратно на вокзал, чуть не заблудились в этом маленьком городке. Отставшие от нас по дороге Анна Рогаль и Серёга Иванов оказались на вокзале раньше нас. Там нас ждало необычное (для меня, по крайней мере) зрелище: гора рюкзаков, горка каяков, а между ними коврики и спящие люди в спальниках. В 9.15 мы загрузили в товарный вагон рюкзаки и каяки, а сами отправились в общий, оставив Димку охранять добро. До Ковдора мы ехали 4 часа, в это время все, в основном, спали. За час до прибытия на какой-то станции пограничники начали требовать документы - все поднялись. Проснувшись, слопали варенье из морошки, которое оставила нам девочка из Беломорска, принявшая близко к сердцу мои рассказы о Москве и ужаснувшись тому, что у нас не растёт эта ягода. В Ковдор мы приехали в час дня. Выгрузив вещи на платформу, стали играть в волейбол (точнее говоря, просто кидать мячик). Во всю парило солнце, меня это радовало, потому что в прошлом году было пасмурно и сидя в поезде я наблюдала за тем, как на улице идёт дождь (я уж было испугалась, что здесь всегда такая погода). Но через некоторое время радость моя поутихла, поскольку начался дождь. Денис и Богдан уехали за машиной, поэтому решение о переносе вещей в вокзал было принято самостоятельно, хотя и не без некоторой дискуссии. В итоге, как только мы перенесли часть вещей, дождь начал заканчиваться. Но мы, погрозив небу кулаком, продолжали перетаскивать вещи. Так как командира было не видно, мы позавтракали (в два часа дня) и легли спать. Проснувшись от крика Дениса, чтобы мы быстрее собирались, мы тупо некоторое время посидели, а потом начали судорожно собирать пенки и спальники. (судорожно, потому что увидели в окне стоящий автобус). Вытащив все вещи на улице к остановке мы конечно-же не обнаружили никакого автобуса, ровно как и Дениса. Опять начался дождь, мы, сидя в остановке, мечтали о том, как скоро поставим палатки и приготовим ужин. Мечтать не вредно. Короче, до реки мы добрались часам к десяти вечера. А за это время успели посидеть некоторое время возле комендатуры, поджидая коменданта, и побегать по городу, в поисках машины и автобуса, который отвёз бы нас всех на вожделенную Тумчу. Но всё кончилось хорошо и к реке мы всё-таки добрались, поужинали, побродили чуть-чуть по окрестностям, забив вечером на сбор байдарок, завалились спать.

4 день 01.08.99г.
      32 июля, то есть нет, 1 августа 1999г. Для меня утро началось в пол-второго, когда в палатку, где спала я с Сашкой Смирновым, залез Махачев и сказал, что уже два часа и спать, типа, хватит. Вылезши из палатки мы увидели солнце, почувствовали запах готовящегося завтрака и поняли, что жизнь прекрасна (тем более, что байдарки были почти собраны и оставалось только загрузить в них вещи). Отплыли мы в пол-восьмого. Первая-же шивера поймала Тихона с Вовкой, им пришлось вылезать из байдарки. На второй на камни напоролись Макс Мамкин с Серёгой Журавлёвым и мы с Богданом. В 10 метрах от этой шиверы мы встали на стоянку, от воды до лагеря около 30 метров. Мы поставили палатки и сейчас готовим ужин. Набрали немного грибов. Начинается дождь. Ужинали мы под дождём, сверкала молния, гремел гром, изредка заглушаемый требованиями добавки. Вместе с ужином кончился дождь. И группа, измученная долгим, практически неподвижным сиденьем под парашютом, решила порезвиться (жертвой был выбран Илья Берберян): большая толпа народа понеслась за ним по лесу, ломая на своём пути кусты и деревья. Илюха под конвоем был водворён в лагерь. Следующим испытанием были комары, которые после дождя накинулись на всех. Шурик Смирнов, попивая чай, мерил шагами площадку возле костра, разговаривая при этом со стоящими рядом и проходящими мимо людьми. Наплыв комаров не ослабевал, и поэтому народ медленно расползся по палаткам. За этот день мы прошли 8-9 км, пару шивер, место, откуда мы отправлялись в позапрошлом году, нашли много новых дырок в байдарке и хорошо покормили комаров.

Первая шивера и ее жертвы

5 день 02.08.99г. (33 июля)
      (Было принято решение жить в июле месяце, поэтому сегодняшний день - 33 июля). Ночью пару раз начинался дождь, но утром, когда мы проснулись, светило солнышко (утром это можно назвать с натяжкой, поскольку я, например, встала в полпервого). Меня переплюнул только Смирнов, вставший ещё позже на полчаса. Вышли мы, отстав от плана всего на 10 минут. Прошли пару маленьких порогов и шивер. На перекусе обнаружилось, что наше сало начало тухнуть. В итоге на ужин была каша с жареным салом и луком. Встали мы на левом берегу в пороге. Здесь куча черники огромных размеров и много перезревшей морошки.

6 день 03.08.99г.
      Утро началось с заклейки байдарок. Махачев, Иванов и Родин отправились на другой берег искать какую-то сопку. Вернулись они через два часа, мы к тому времени закончили завтракать. Сборы были долгие, почти все каяки и КНБ ушли вперёд ставить лагерь. Остальные (четыре "Таймени" и Иванов) вышли около пяти вечера. На третьей же шивере наша маленькая эскадрилья потерпела убытки - Слон и Вовка очень не хило продрали байду и остались её клеить, у Макса Мамкина был рем, он, следовательно, тоже остался - за компанию. Когда наша байдарка и каяк дошли до стоянки, дождь как раз кончился. В лагере уже горел костер, и были поставлены палатки. Через полтора часа приплыли все остальные. Развлечение на вечер было такое: в костёр под тентом кидается большое количество мха (сырого, так как был дождь), он ужасно дымит и весь купол парашюта в дыму, зрелище впечатляющее.

7 день 04.08.99г.
      Сегодня днёвка. С утра все свалили на Кеткойву, в лагере осталось четыре человека, точнее, сейчас я одна, Анна с Сергеем спят, другой Серёга бродит по окрестностям. Погода ужасная, всё небо обложено тучами, на солнце даже намёка нет. Практически постоянно идёт дождь, изредка прекращается. Мы все сидим под тентом у костра, варим грибной суп и не вылезаем на улицу. Поисковая группа из Тихона, Вовки, Богдана и Димки собирались остаться на Кеткойве на ночь, но мы думаем, что они вернутся сегодня, хотя, кто знает? Ливень не прекращался, и часть народа вернулась к восьми часам, слопали нашу кашу с грибами и начали готовить ужин. Мы вчетвером лежали в ближайшей к тенту палатке, и через открытую дверь смотрели, как толпа мокрого насквозь народа под тентом крутилась вокруг ярко горящего костра. Вечером жарили блинчики. В этом действе принимали участие 8 человек из 11. Андрей Баланин был шеф-поваром, остальные по мере сил помогали: Макс наливал масло, Илюха с Лёшкой держали палки, Денис Махачев плевал в огонь. После блинчиков все завалились спать.

Кеткойва

8 день 05.08.99г.
      С утра солнце, синее небо и сильный ветер. После обеда пошли лазить на скальники, там красивые озёра и море черники. После вчерашних дождей прибывает вода, за сегодняшний день она прибыла сантиметров на 30. Вечером вернулись "поисковики", громко ругаясь на Махачева, неправильно обозначившего стоянку на карте. После ужина поздравляли именинников, играли на гитаре, пели песни. Ближе к ночи стало холодать, вода поднялась ещё, байдарки обледенели. Когда я ложилась спать, на нашей палатке были замёрзшие капли дождя и на тенте заледеневшие лужицы (лёд был толщиной около 1 мм).

9 день 06.08.99г.
      В этот день у нас была ещё одна днёвка. Народ собирал чернику, делал обвязки на байдах, прикручивал к ним берёзки. Ближе к обеду жарили блинчики. Пожарив, мы решили их съесть до обеда, поскольку холодные они были бы не вкусные. Сказано - сделано. Мы слопали блинчики, макая их в чернику, помятую с сахаром. К этому времени сготовилась каша. Мы решили, что раз мы начали с десерта, то можно съесть и кашу, не дожидаясь супа. На десерт был суп с фасолью, которому мы тоже не сильно огорчились, умяв его также быстро, как и первые два блюда. Оставшийся вечер все провели в полнейшем разброде и шатании. Часа в три ночи (для нас это был разгар вечера) наблюдалось редкостное оживление: Макс свалил огромную сосну и запихал её в костёр. Народ начал через этот огромный костёр прыгать, делать возле него пирамиду и развлекаться по возможности, так как костёр был большой и, казалось, должен гореть долго. Макс решил лечь спать у костра. Часам к 5 утра я созрела тоже - вытащила спальник и коврик и улеглась с другой стороны. Богдан, посмотрев на нас, и, сказав, что одному ему в палатке будет холодно тоже вытащил спальник с ковриком и улёгся рядом.

10 день 07.08.99г.
      Наутро мы собирались как обычно - долго и неспешно. Часть группы с Махачевым во главе ушли раньше занимать стоянку. До этой стоянки мы доплыли, когда там уже горел костёр и были поставлены палатки. Вечером, обследуя какой-то обгорелый лес, Вовка Родин нашёл ящики с минами, лежавшими там ещё с времён Великой Отечественной войны. Ящиков, как оказалось потом, было восемнадцать. На следующее утро подъём был ранним, поэтому все быстро угомонились и пошли спать.

11 день 08.08.99г.
      Встали мы относительно рано и в пол-первого выплыли. В этот день мы проплывали Алакуртти и нам желательно было появиться там пораньше. Пока мы доплыли до моста, пока сходили в город, пока порог посмотрели, время - пять часов. "Первенец" решили проходить по центральной протоке. Я не помню, кто из каякеров проходил его первым, на первой байде прошли Макс и Богдан, продрав байду всего в двух или трёх местах. Потом порог атаковал Андрей Баланин, лихо кильнулась КНБ, как на крыльях пролетели Денс с Анной и Тихон с Вовкой, остальных я не видела и ничего сказать по этому поводу не могу, но килей больше не было. Пока Богдан клеил байду, почти вся группа прошла следующий порог - "Падун". До нас все прошли хорошо и довольные сновали на берегу. Пройдя "Первенец" по берегу я решила, что "Падун" на вид попроще и села в байдарку. Короче, мы кильнулись на первых 10 метрах порога. Больше всего жалко байдарку, которую подрало и поломало уже при вылавливании её из порога. Стоянка у нас должна была быть на "Водопадном", а до него ещё четыре порога - две "троечки", "двушка" и "единичка". Я плохо помню, и до сих пор не верю - как мы добрались той ночью до стоянки. Уже стемнело, было очень холодно, да к тому-же я утопила в пороге свои тапочки и мне приходилось передвинаться босиком по замёрзшей траве и ледяным камням. В себя я пришла только возле костра. Так как приплыли мы в пол-второго ночи я поела, посушила и нагрела спальник, наглоталась таблеток и завалилась спать.

12 день 09.08.99г.
      Днёвка на пороге "Водопадный", погода была солнечная, иногда набегали тучи. Весь день мы провели валяясь с книжками, катаясь на пороге. Богдан реанимировал байдарку, я штопала фартук. Вечером все рано разбрелись спать.

13 день 10.08.99г.
      День начался с прохождения порога "Водопадный". Махачев с утра смотался встречать группу Петрова, поэтому с порогом мы разбирались сами. Первую ступень все прошли нормально. Вторую ступень мы обнесли, остальные прошли, но Тихон с Вовкой решили, что всё слишком просто и кильнулись. Их выловили Макс с Серёгой, Иванов и КНБ. Потом совершившие купание побежали греться у костра катчиков, которые напоили их какао и отпустили. До "Кривого" мы доплыли без приключений. Из байдарок "Кривой" первыми проходили Макс и Серёга. Им тоже показалось, что день слишком скучный и немало повеселили народ, стоящий на берегу, своим прохождением. Как проходили остальные я не видела, принеся кучу грибов я узнала, что Богдан с Тихоном кильнулись. Чуть позже появился Петров с группой, у них была одна "убитая" на "Падуне" байда, и следующий день на 90 процентов был объявлен днёвкой.

Порог "Кривой"

14 день 11.08.99г.
      И днёвка была. Развалившись на пляже мы наблюдали затмение солнца, киляние наших каякеров в пороге, игру наших "гигантов" в преф и остальные невинные радости существования на днёвке. К вечеру погода испортилась и у народа пошли более воинственные забавы: пару раз через весь лагерь проносилась толпа людей, машущая палками и потрясающая луками и стрелами. Ближе к ночи начался дождь, народ, уставший за день отдыхать, посидев недолго у костра, завалился спать.

15 день 12.08.99г.
      С утра в путь. Шиверы, пороги "Юрьев день", "Надежда" и прочие препятствия сопровождал дождь. От "Надежды" до "Подковы", где должна была быть стоянка, оставалось около 1 км, пошёл дождь, подул холодный ветер и народ решил повеселиться. Первыми нас веселили Макс с Серёгой. Войдя в порог, они решили искупаться и полежать на торчащем рядом камушке. В результате кроме их самих намок ещё и хлеб, который они принципиально нигде больше не вытаскивали (на "Кривом", вытащив хлеб и пройдя порог, они, правда, не кильнулись, но народ повеселили от души). Следующим номером программы была КНБ. Пытаясь вырулить в нужный слив, они перестарались и в порог вошли кормой. Бурные аплодисменты долго не смолкали.

16 день 13.08.99г.
      Пятница, 13. Этим всё сказано. Всю ночь шёл дождь. Был назначен ранний подъём, но на это забили, поскольку было мокро, и у многих не заклеены байды. В итоге была днёвка под дождём. Народ клеился, читал, спал, бродил и т.д. Вечером играли в "мафию", закончили около двух, но рассуждений хватило на оставшуюся ночь и следующий день.

17 день 14.08.99г.
      Нас ждал порог "Марч" (3+). На удивление, всё прошло без приключений, но как показало время, всё было впереди. Все, кто был в 97 году на этой речке, не узнал порог "Красивый"(5 к.с.). Он стал в два раза шире и полностью изменил свой внешний вид. Каяки с блеском одолели это препятствие, байды тоже за одним исключением. Юра с Ильёй, сев в байдарку, умудрился утопить её после прохождения порога. Дальше - порог "Вечерний" (3 к.с.), где Андрей Баланин, по его словам "кильнулся как чайник". Порог "Узкий" (2 к.с.), который мы почти не заметили и, наконец, "Яма". "Яму" мы тоже узнали с трудом, в 97 году воды было где-то на метр меньше. Ещё я забыла про "Кошмарики", в котором нас всех неплохо умыло, а у Андрея Арсланова порвало юбку (мат был слышен по всей реке). Так вот, "Яма". На "Яме" кильнуло Иванова, после чего он долго ходил не в себе, рубил дрова и ни с кем не разговаривал. Мы встали на правом берегу, т.к. на левом стояли москвичи. Порог все прошли хорошо, только КНБ отличилась в очередной раз: пройдя порог и заруливая в улово они кильнулись, выбрались на левый берег, отчерпались. Став переплывать к лагерю на правый берег и пересекая струю они опять кильнулись.

18 день 15.08.99г.
      На днёвке была хорошая погода, народ катался в "Яме", ходил смотреть на "Котёл", собирал грибы и ягоды. Через порог в тот день проходило большое количество катамаранов, некоторые килялись и все дружно их потом отлавливали. Вечером была очередная "мафия", в которой раз заканчившаяся победой нехороших людей.

19 день 16.08.99г.
      На вторую днёвку нам тоже повезло с погодой, были кое-гду даже куски синего неба. День был проведён также как и предыдущий, вечером была баня, поедание блинчиков и "мафия" (только в обратном порядке). После бани расслабленный народ разбрёлся спать, клятвенно заверяя, что подъём завтра ранний.

20 день 17.08.99г.
      С утра был "Котёл". Наши доблестные каякеры вспомнили, что с утра не умывались, и один за другим килялись в "Котле". Исключение составил Махачев и Иванов, которому хватило "Ямы". Когда кильнулся Андрей Баланин, его каяк понесло в улово, на спасение плавсредства были мобилизованы все силы, стоящие на берегу. Первым к нему рванулся кат, Иванов, последним шёл Махачев, он то и дотащил каяк до берега. Андрея выловили в середине порога и он с Илюхой и Димкой пошёл сушиться к костру. Байды проходили без приключений, только Богдан с Сергеем Петровым тюкнулись носом в скалу. А следующие за ними Майк с Тони отталкивались от неё руками. Последней шла КНБ, они тоже ткнулись носом в скалу, их развернуло и кильнуло. Спасатели имели следующий вид: Журавлёв с каячным веслом (причём, с правым разворотом) с Богданом в байде, Петров один в байде, Иванов, Димка в каяке с моим таймешечным веслом. Смирнова вёз Петров на носу своей байдарки, как деревянную статую в стародавние времена, только неизвестно, почему эта "статуя" была повёрнута пятой точкой к зрителям. Лёшу Краснопеева, верхом на перевёрнутой КНБ, буксировали Богдан с Серёгой. Аня в это время бегала по берегу, заламывая руки и крича, что когда надо, все фотоаппараты оказываются на другом берегу. Дальше была трёшка, кажется "Ночной", который мы прошли без просмотра и вдали показался "Карниз". Точнее, показался не "Карниз", а наши каякеры, стоящие на каменном острове посреди реки. Потом мы наблюдали проход пары катов и одного каякера, кильнувшегося после первой ступени. Потом проходил КНК, всплывший вверх дном и оставленный хозяином. Иванов, чуть не кильнувшийся на второй ступени, Илюха, проходивший слева и кильнувшийся в бочке, но снова вставший. Баланин и Махачев, проходящие справа (весьма успешно) и вставшие потом на страховку. А после этого были долгие размышления (в перерыве между которыми прошли Петров с Майком), закончившиеся единогласным решением: обносить. Обносили только первую ступень, вторую байды проходили все, Богдан с Юркой кильнулись. Вылавливая Богдана с байдой, ему поранили руку. Вечером раненых у нас хватало. Не считая Богдана, был ещё и Маньяк, которого хорошо протащило по камням спиной и ободрало руки.

21 день 18.08.99г.
      Мы, как обычно, собирались рано встать, и, как обычно, поднялись около 12 часов дня. Собрались на удивление быстро. Впереди было около 5 км плёса и пороги "Каньонный", "Змея" (3 к.с.) и "Шляпа" (4 к.с.). В тот день я шла с Серёгой Журавлёвым, а Богдан с Максом на нашей байде (которая постоянно поворачивает направо). Порог "Каньонный" мы просматривали долго, то есть посмотрели мы быстро, а всё остальное время ели ягоды. "Змею" нас заломало просматривать и мы неплохо умылись. Приплыв на "Шляпу", мы её не узнали, вода поднялась и образовала каменный остров там, где был берег. Димка хандрил, он обнёс свой каяк и молча лежал у костра, не обращая никакого внимания на происходящее вокруг. Порог было решено проходить по правой протоке. Прошли каякеры, Махачев решил, что всё очень просто, и полез в левую протоку. Его, конечно-же, кильнуло, и неплохо поварило в бочке. Таймени прошли справа. Первыми кильнулись Богдан с Максом, точнее, затонули. За ними следом Юрка. Катчики из Харькова выловившие Макса с Богданом и угостили их пивом. Ещё одна любопытная деталь: после "Шляпы" на левом берегу стоял катер, который всех желающих за 60 руб. довозил до Зареченска. Погревшись у костра, мы поплыли дальше. Встали мы на озере, где в позапрошлом году уже стояли. Вечером Тоном Антоновым была поймана первая рыба. Ночью все спали как на перине, мох покрывал весь остров сплошным ковром. Ближе к полуночи небо очистилось и мы наблюдали звёзды.

Порог "Шляпа"

22 день 19.08.99г.
      С утра было солнце, часам к трём дня небо затянули тучи. Собирались мы, как обычно, не напрягаясь. Наконец, выйдя, мы долго дожидались остатков группы, гонялись за каякерами, читали книжки, я дописываю эти мемуары в байдарке. Пишется легко - главное привыкнуть к качке и не отвлекаться. Изредка гребя, мы добрались до очередной стоянки. Вылезши на берег я обнаружила, что на этом полуострове останавливалась наша группа два года назад. Быстренько сготовив ужин и ещё быстрее его поглотив, мы обнаружили, что Тони, отправившийся собирать ягоды перед ужином, не вернулся. Все дружно отправились его искать, оставив трёх девчёнок в лагере. Мы минут двадцать наслаждались тишиной и покоем. Когда все вернулись - было решено жарить грибы. После того, как грибы были пожарены и съедены из палатки вылез Шурик и предложил пожарить грибы. В итоге, остатки грибов, кажется, были сварены и случайно вылиты на землю человеком, уж очень похожим на Иванова.

Тумчозеро

23 день 20.08.99г.
      После завтрака Богдан с Максом начали клеиться. В два часа было решено двумя байдами и каяком отправиться в Зареченск заказывать машину. В три выплыл Баланин, ближе к пяти байды. У Богдана отобрали и разобрали весло, поэтому мы гребли не напрягаясь. Часа через три мы заметили синий каяк на берегу и к нашей эскадрилье присоединилось ещё одно судно. На стоянку мы встали около каких-то гаражей. Сначала мы долго искали место под костёр, сварив ужин и наевшись как следует впервые за весь поход было сказано, что хорошо-бы поставить палатку. Посидев у костра, народ дружно ломанулся в лес искать место под палатку. После долгих поисков оно было найдено, что, впрочем не спасло всех от крайне неудобного спанья. Мы завалились спать около часа ночи и после небольшой разминки мозгов и вспоминания таблицы Менделеева, наконец, заснули.

24 день 21.08.99г.
      Утро началось часов в восемь утра со звука заводящегося мотоцикла прямо под ухом. Андрей и Макс, махнув рукой и сказав, что то, что нужно он уже успел стащить, всё-же вылезли из палатки. Через некоторое время обратно со скоростью пули влетел Андрей и забился в спальник, говоря, что погода замечательная, но уж очень холодно. После того, как Журавлёв пошёл разводить костёр, началось выяснение - в каком институте больше народу учится. Выяснив этот вопрос, Макс пошёл помогать Серёге, а мы спали дальше. Заканчивая завтрак и расслабленно собираясь, мы заметили на горизонте наших доблестных каякеров. Против наших ожиданий они появились даже на час раньше оговорённого времени. Хотя мы прилагали, кажется, все усилия, чтобы этого не случилось: мы забыли оставить им будильник и неплохо попортили настроение, обломав их намерения испечь блины (Баланин забыл вытащить остатки муки из каяка). Все постепенно доплыли и начали сохнуть и собирать вещи. Погрузка в машину тоже не прошла без приключений: местная мафия, окружив нашего шофёра, долго ругалась, махала руками и грозилась, но мы их не слушали, быстренько загрузились и уехали. В Кандалакшу мы приехали в шесть часов, быстренько перекусив, народ разошёлся по городу. В 12 с копейками подошёл наш поезд, с вагоном мы ошиблись всего на пару десятков метров. Устроившись на новом месте и поужинав, все завалились спать.

25 день 22.08.99г.
      День прошёл в чтении книг, спанье, поедании немудрёных запасов и прогулках на остановках. Вечером мы играли в "мафию", более бредовой игры я ещё не видела. Сделав перерыв на ужин (до этого около часа шёл только первый день) народ стонал, что эта игра надолго. В итоге, закончили мы на удивление быстро, но базары продолжились по другому поводу - началось обсуждение похода. Около четырёх мы легли спать.

26 день 23.08.99г.
      В Москву мы приехали с опазданием на час с лишним, сбегав на Каланчёвку и Ярославский вокзал мы двинули к Казанскому. Доехав до станции Перово, мы перешли на нашу станцию и часок подождали свою электричку. За это время мы пообедали батоном и кефиром, пришили лямки к оболочкам (поскольку при переходе у трёх байдарок оторвались лямки) и побродили по окрестностям. В электричке мы ехали весело - играли на гитаре, пели песни. Выйдя на платформе в Электростали я почувствовала, что я дома. Когда мы пришли в турклуб, мы узнали, что завтра там будет какая-то комиссия и поэтому пришлось наводить чистоту и порядок. Дома я появилась часов в пять вечера. Меня ждала холодная квартира и пустой холодильник. Несмотря на такую негостеприимную встречу я, не без некоторого чувства сожаления, была счастлива, что добралась, наконец, до дома.